Кошак Серый (kolllak) wrote,
Кошак Серый
kolllak

Category:

8. Помпеи: окончание

Фото Помпеи. Что посмотреть в Помпеи. История Помпеи.

Зона раскопок в Помпеях весьма обширна, так что в один отчет я не уложился, и поэтому продолжу. Во второй части театры, крепостные стены, бани, кладбище, фитнесс-клуб и бордель.



1. Первую часть я закончил на входе в дом Хирурга. Почти сразу за этим древнейшим жилым домом в Помпеях начинается улица Гробниц. Улица не сильно отличается от жилых кварталов, некоторые гробницы были покруче домов.

DSC01255

2. В конце улицы Гробниц находится вилла Мистерий. Пожалуй, этот дом в Помпеях меня поразил больше всех остальных. Он расположен уже за городскими воротами, но туда явно стоит дойти ради отлично сохранившихся росписей.

DSC01262

3. На стенах изображены сцены посвящения в диониссийские мистерии. Фрески яркие и слегка психоделичные, я думаю жить в таких интерьерах было не совсем полезно для психики.

DSC01264

4. Обратно в Помпеи я не пошел, а я решил забраться на небольшой холм за стенами города. Увы, гора не такая уж и высокая, особых видов я тут не обнаружил.

DSC01266

5. С холма видны укрепления. Не особо внушают. В первом веке защищаться римлянам в этом районе было особо не от кого.

DSC01270

6. Пока спит.

DSC01271

7. Слева видна еще не раскопанная часть Помпей. Процентов двадцать города пока не раскрыта. Ученые сосредоточились на сохранении уже раскопанной части. С этим все несколько печально, ливни размывают стены, что-то постоянно рушится. Свою лепту вносят и туристы вроде меня. Вред городу наносят даже банальные рюкзаки посетителей, чиркнул случайно по стене, штукатурка отлетела. Так по пятьсот раз за день, и стена уже начинает обваливаться.

DSC01275

8. Ладно, пойдем обратно в город.

DSC01279

9. Пинии очень клевые.

DSC01280

10. После отчета по Геркулануму, где было представлено много частных домов, меня часто спрашивали, каким образом римляне отапливали такие огромные дома? На снимках не видно ни печей, ни очагов, ни какой-то еще системы отопления. А скажем, в январе-феврале даже в южном Неаполе весьма прохладно. Оказывается, продвинутые в техническом отношении римляне для обогрева комнат использовали примитивные жаровни.

"В зимнюю пору жилища обогревали переносными открытыми жаровнями или водяными отопительными приборами, похожими на те, что устанавливались в городских термах. Бронзовый цилиндр с изогнутыми ножками в виде волчьих лап и с куполообразной крышкой служил одновременно обогревателем и устройством для нагревания воды. Раскаленные угли помещали внутрь сосуда, а воду наливали в пустое пространство между трубой и наружными стенками. Боковые ручки имели вид ладоней человеческих рук, прикасавшихся к раскаленной поверхности. Крышку венчали фигурки эрота, дельфина и двух обнаженных борцов."
DSC01281

11. Пора приобщиться к культуре. В маленьких по римским меркам Помпеях было целых два театра.

DSC01282

12. К театрам примыкал дворик, в котором зрители могли отдохнуть в антрактах.

DSC01285

13. Правда, позже этот дворик отдали гладиаторам, тут они устраивали свои тренировки.

DSC01286

14. Малый театр (Одеон).

DSC01289

15.Трагический театр гораздо больше Одеон по размерам, мог вмещать до 5 тыс. зрителей.

DSC01293

Реконструкция театра.

phoca_thumb_l_pompei - teatro

16. Лучше всего из всех храмов Помпеи сохранился храм Исиды.

"Едва появившись на италийской земле, Исида стала кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Покровительство того, что Ювенал называл «непозволительными связями между двумя полами», осуществлялось буквально, потому что свидания устраивали жрицы храмов Исиды, которые в имперские времена имелись в каждом италийском городе. Во II веке служители скандального культа утратили доверие народа. По словам русского путешественника В. Классовского, «уже никто не верил предсказаниям лицемеров, вынужденных расхаживать в рубище по деревням для того, чтобы морочить головы непосвященных амулетами, заговорами и лекарствами от всех болезней». Столетием раньше лекарства от болезни под названием «любовь» еще не требовалось, и богатые ревнители религии Исиды нередко отправляли посыльных в Африку за нильской водой, чтобы благоговейно окропить ею самих себя и жертву, заколотую на алтаре кровожадной египтянки.
Происходившие в храмах Исиды священные действа по сути являлись красивой прелюдией любовных свиданий, а сохранению тайны способствовала сама архитектура зданий. В Помпеях служители пользовались секретной лестницей, незаметно поднимаясь к статуе богини, чтобы возвещать ее устами к изумлению представших пред ней любовников. Получив одобрение божества, они отправлялись в потайные комнаты, где могли пользоваться мягкими ложами и столами, ломившимися от кушаний и вина. Пиры продолжались по нескольку дней, и все это время двери храма были закрыты для всех, особенно для оставленных мужей и жен, которых уверяли, что их супруги читают молитвы, стоя на каменном полу."
DSC01297

17. Слева небольшой "ларек" с водой из Нила.

DSC01298

18.

DSC01300

19. В Стабиевых термах можно подроно изучить систему отопления бань.

"Нагревание воды во всех помпейских банях производилось с помощью системы, включавшей в себя котлы, трубы с кранами и основное устройство – печь, нагнетавшую горячий воздух в подполье и к стенам. Соединенные между собой котлы служили накопителями кипятка, а также остывшей и чуть теплой воды для кальдария. Кипяток поступал непосредственно в ванны, где воду доводили до нужной температуры, открывая попеременно «холодные» и «горячие» краны. Содержимое других емкостей изливалось в душевые, где разгоряченные тела остывали после долгого воздействия горячей воды. Иногда в отопительный прибор превращали саму стену, выкладывая ее плитами с острыми выступами по внутренним углам. Не позволяя облицовке примыкать к поверхности, они способствовали образованию пустого пространства, по которому циркулировал горячий воздух."

DSC01304

20. В раздевалке небольшая выставка слепков погибших жителей Помпей.

DSC01308

21.

DSC01311

22. Внутренний дворик Стабиевых терм. Термы были не только банями в нашем понимании, но и центром общественной жизни.

"Сенека, которому «посчастливилось» жить поблизости от столичных терм, «приходил в бешенство от всевозможных банных звуков». «Вот размахивая тяжелыми гирями, – писал он, – напрягаясь или делая вид, упражняются силачи. Слышны стоны, свист задержанного и выдыхаемого воздуха, мучительно затрудненного дыхания. Вот купальщик со звучным всплеском прыгает в бассейн, кричат пирожники, колбасники, разносчики, нараспев восхваляющие свои товары. Вот пришел какой-то флегматик, которому довольно обычного массажа. Его хлопает по плечам рука массажиста, и звук меняется, смотря по тому, ударяет ли он всей ладонью или складывает ее лодочкой. Если тут еще подошел игрок и начал считать мячи – кончено! Кричат скандалисты, пойманные воры, поэты, читающие вслух свои новые стихи. Еще хуже приход цирюльника, который выдергивает волосы. Он возвещает о себе пронзительным голосом и умолкает только тогда, когда начнет выщипывать волосы под мышками, заставляя клиента вопить вместо себя".
DSC01312

23. Парилка в женском отделении.

DSC01314

24. Вы дворе можно было искупать в открытом бассейне.

DSC01317

Реконструкция дворика Стабиевых терм.

phoca_thumb_l_pompei - pompei-terme 05 disfoto

25. Это сейчас стены домов, выходящие на улицу, кажутся просто каменными, однообразными и скучными. В реальности они все были оштукатурены, ярко покрашены, на многих были фрески и надписи. Вот здесь уцелел кусочек с изображением гениев места.

DSC01318

26. На кладбище побывали, театры посетили, в баню зашли, теперь пора и в бордель. Вот это любовно восстановленное двухэтажное здание и есть помпейский публичный дом - Лупанарий.

DSC01319

27. На всех стенах изображены услуги заведения. Клиенту достаточно было ткнуть пальцем в нужную картинку.

DSC01322

28. Древнеримский сортир. У нас на сборах был точно такой же, прогресс не сильно тут продвинулся за две тысячи лет.

DSC01325

29. Комнаты для траха совсем убогие, клетушка 1.70 м длиной, с каменной кроватью. Всего их тут десять штук.

DSC01327

30.

DSC01329

31. Прачечная. Древнеримские методы стирки меня слегка шокировали.

"Принимая грязный, рваный плащ, помпейские фуллоны возвращали клиентам практически новое одеяние. В отсутствие мыла мастера пользовались щелоком и особой «сукновальной глиной», наделенной способностью впитывать жир. Воду часто заменяли мочой животных, предпочитая выделения верблюда. Однако более всего ценилась человеческая моча. Для ее сбора рядом со входом в мастерскую устанавливали посудины с шутливыми надписями, приглашая желающих внести лепту в развитие сукновального дела. Один из таких сосудов стоял недалеко от входа в сукновальню Фабия. Хозяин предлагал прохожим совершить благородное дело, выделив для того старую винную амфору с отбитым горлышком, за что получил от Марциала прозвище Скупой Фуллон."

DSC01332

32. Центральная улица Помпей - улица Изобилия.

DSC01335

phoca_thumb_l_pompei - pompei - gladiatori dis  foto2

33. На тавернах и лавках улицы Изобилия местами сохранились надписи, рекламирующие товар.

DSC01336

34.

DSC01342

35. Около Амфитеатра есть очень клевая аллея из пиний.

DSC01345

36.

DSC01346

phoca_thumb_l_pompei - pompei - casa octaviodis

37. Палестра. Здесь жители Помпей занимались спортом.

DSC01349

38. Только я дошел до Амфитеатра, как пронзительно и уныло завыла сирена. "Началось?" - первым делом подумал я. Но нет, просто таким дебильным способом в музее дают понять туристам, что через 15 минут Помпеи закрываются.

DSC01350

39. Т.к. я был в самой удаленной от Морских ворот точки Помпей, то обратный путь занял у меня изрядно времени.

DSC01353

40. Вот, чем хороши Помпеи, что тут можно просто гулять. Виды вполне живописные.


DSC01357

41. Древняя водосточная труба.

DSC01358

42. Когда-то по этим улицам ходили толпы римлян. Как писал Ювенал:

"…Мнет нам бока огромной толпою
Сзади идущий народ:
Этот локтем толкнет или палкою крепкой,
Иной по башке тебе даст бревном иль бочонком…"

Теперь я шел по улицам в полном одиночестве. В теории можно было спрятаться в одном из домов и переночевать в Помпеях.
DSC01361

43. Помпеи очень понравились, отличное место. Мне было интересно даже с учетом моих нулевых познаний по истории и искусству древнего Рима.

DSC01363

Умные цитаты в первой и второй частях взяты из книги Елены Грицак "Помпеи и Геркуланум".

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com



Tags: Италия, Кампания, Помпеи
Subscribe
promo kolllak september 21, 2016 09:00 338
Buy for 20 tokens
По многочисленным просьбам читателей решил продолжить свой цикл заметок, обличающих современные тревел-блоги. Сегодня хочу поговорить о самой насущной лично для меня проблеме. А именно, о некомпетентности тревел-блогеров в основном предмете их творчества и, как следствие, сомнительной ценности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments