Панк

kolllak


Истории о путешествиях Кошака

Кошаки по-прежнему жрут траву


Previous Entry Поделиться Next Entry
2. Тюмень церковная
Панк
kolllak



С церквями Тюмени повезло. В советское время было уничтожено всего четыре храма и одна часовня. При этом главные шедевры сохранились. Надо отметить, что все церкви находятся в приличном отреставрированном состоянии (или активно ремонтируются). Попадались и вполне сносные на вид новоделы. Не все конечно идеально, но по сравнению с центральной Россией ситуация с сохранностью памятников на порядок лучше.



Начал я прогулку по Тюмени безо всякого плана, карты и представления о городе. Но совершая броуновское движения по центру города, меня торкнуло ощущение дежа-вю. Далеко на горизонте маячили купола Киево-Печерской Лавры. Я протер глаза, но мираж не исчез. Так родился план прогулки, надо было обязательно дойти пока окончательно не стемнело до "псевдо Лавры".

В итоге интуиция меня не подвела и потом оказалось, что я шел по идеальному маршруту для осмотра тюменской старины. Я уже писал, что Тюмень еще называют городом одной улицы (Республики), вот именно вдоль нее я и пошел, по пути сворачивая в живописные переулки и улочки.

Почти сразу я наткнулся на главный шедевр - Спасскую церковь. Я минут десять стоял на оживленном перекрестке, втыкая в красивейшую и причудливую постройку и тщетно пытаясь поймать кадр без машин. Поразило грамотное расположение главок по углам главного объема, получилось чем-то похоже на готические соборы. Такое же впечатление, что сейчас вся воздушная конструкция сорвется и улетит в небо. А как вам уникальная конструкция купольной части из трех ярусов? Потом я вычитал, что все это называется "сибирское барокко". Кстати, крестов на Спасской церкви 13 штук. Но после киевской Софии я знаю, что это символизирует Христа и 12 апостолов. Интересно, что за два века церковь утонула на два метра, так что реставраторам пришлось буквально вытаскивать храм за уши из под земли. Через некоторое время я заметил, что западная часть несколько диссонирует с восточной. Даже на фотке видно, что здесь избыточно намельчили с элементами декора в псевдорусском стиле. И действительно, оказалось, что церковь достраивали перед революцией. Но все равно общее впечатление от строения не удалось испортить, шедевр конечно.



В советское время здесь устроили общагу, но само здание не тронули. Перед этим в местной прессе устроили компанию по шельмованию попов Спасской церкви. Вот характерный отрывок, оцените слог!

"...Четыре ризы и четыре стихаря стоимостью рублей в пятьсот оказались незаприходованы в инвентарную книгу Спасской церкви. Завернуты эти вещички были в разном барахле, так что сразу среди тряпок их и не приметишь. По всем признакам, замылить хотели вещи хищные святоши…

Так день за днем раскрывается лицо разлагающейся церкви и ее служителей. И всегда, когда срывается маска с елейных «угодничков божиих», обнажается контрреволюционный лик «святой братии» или жульнические подвиги схимников. Плесенью воняет от обитателей святых и их апостолов. Чем скорее мы очистимся от этой плесени, тем чище будет воздух!"

Напротив Спасской церкви воткнули стеклянный новострой. Зато в его стенах интересно отражается сам храм. Я не удержался и сфоткал этот вид, хотя конечно жуткий боян, кажется все, кто был в Тюмени с фотоаппаратом не прошли мимо.



Недалеко от Спасской церкви я наткнулся на синагогу. Оказалось, что она еще дореволюционная! Точнее восстановленная копия синагоги 1912 года. До революции законодательство в отношении возможности поселения евреев за Уралом было крайне запутанно и противоречиво. Но несмотря на все царские препоны евреев все равно тянуло в Сибирь: "...часто использовали фиктивное крещение, приобретение поддельных справок и документов, дающих право повсеместного жительства. Некоторые даже специально совершали незначительные преступления или прибегали к самооговору – признавались в совершении преступлений, за которые полагалась высылка в Сибирь (конокрадство, мелкие кражи, подделка и распространение фальшивых ассигнаций, контрабанда)". Сейчас по статистике в Тюмени что-то около 2 тыс. евреев. Интересно сколько среди них осталось "коренных": николаевских солдат, ссыльных с семьями и "нелегалов" (см. цитату выше)?



По пути к "Лавре" мне попалось еше несколько интересных церквей. Выложу тут только пару относительно приличных фото.

Вот вид с "моста влюбленных" на Вознесенско-Георгиевский храм. Видно, что предшественница шикарной Спасской церкви гораздо скромнее, хотя и похожа на нее силуэтом. Главная ее красота в удачном расположении на левом берегу Туры. Виды на нее с другого берега просто открыточные.

"Легенда гласит, что построена Вознесенская церковь (изначально также в деревянном исполнении) была на средства богатого иноверца-купца. Он уверовал в Иисуса после того, как, посредством молитвы православному святому, удалось вернуть к жизни горячо любимую им жену. Врачи считали молодую женщину неизлечимо больной.
– Исторических доказательств этой истории нет, – говорит нынешний настоятель Вознесенско-Георгиевского храма иерей Максим Иванов. – Возможно, она связана с тем, что церковь была построена в Бухарской слободе, где в то время проживали в основном иноверцы. Некоторые из них сменили вероисповедание, крестились."

Интересно, что эта была первая в Тюмени двухэтажная церковь. В советское время храму срубили колокольню и купол, и устроили склад меховой фабрики. Но сейчас здание снаружи восстановлено. А буквально три года назад в храме обнаружили мощи митрополита Филофея, про которого я писал в прошлом посте.

Целых 80 лет хранилось семейное предание о захоронении мощей:
"... в сожженном коммунистами гробике находились вещи, принадлежащие митрополиту, а человеческих останков в нем не было. Появилась надежда, что мощи уцелели. Только где же их искать? И вот происходит событие, которое иначе, как чудом не назовешь. Не даром сказано: «ищите, да обрящете». В 2003 году к отцу Тихону пришла пожилая женщина – дочь бывшего благочинного Тюмени, протоирея Александра Сычугова Ариадна. Она передала священнику письменное завещание своего отца, в котором сообщалось, что мощи митрополита Филофея захоронены у левой колонны..."



А вот еще одна иллюстрация к термину "сибирское барокко". Крестовоздвиженская (Никольская) церковь стоит на одной из самых высоких точек Тюмени. Правда летом она спрятана за густыми деревьями, а меня вдобавок еще и не пустила поближе закрытая под вечер ограда. Ограда сама по себе тоже достопримечательность. Построили ее в 1837 году, хотя сейчас наверно новодельная копия. В принципе церковь могла бы посоревноваться по красоте и гармоничности со Спасской, но при очередном ремонте с фасада сбили все барочные финтиклюшки. Так что теперь она смотрится несколько простовато.



И вот наконец я дошел до Троицкого монастыря, который так манил меня своими украинскими куполами. Монастырь был заложен еще в 1616 году. Если верить википедии, то это первое каменное здание в Сибири. Своим современным видом монастырь обязан митрополиту Филофею (Лещинскому). Помните я писал, что Петр I призвал его из Киева наводить порядок в церковных делах за Уралом? Вот собственно и разгадка, откуда в Тюмени взялось украинское барокко. Видимо Филофей скучал в сибирской глухомани (на то время конечно) по шикарному Киеву, вот и построил что-то напоминающее о своих родных местах. Тут же его и похоронили прямо у входа в монастырь, чтобы согласно завещанию "мимоходящие попирали прах его ногами".

Широкоугольный объектив моей мыльницы превратил колокольню собора Петра и Павла в Пизанскую башню, но для ознакомления с общим видом на монастырь надеюсь сойдет.



А вот и сам собор Петра и Павла. Вблизи он поражает своей мощью и некоторой эклектичностью. Архитектор соединил шатровую великорусскую колокольню с характерной для Украины формой приделов храма. Сравните для примера с Ильинской церковью в Киеве.



Внутрь монастыря я не пошел, т.к. время было уже позднее. Кстати район сразу за Троицким монастырем показался мне весьма специфическим. Там начинается обшарпанный частный сектор, вокруг него постоянно туда-сюда шныряли темные личности гопнического вида. У нас в Твери в похожих районах (например, "за линией") обычно цыгане из форточек торгуют наркотой и паленой водкой. 

Зато я потусил около забавного памятника Филофею (см. прошлую часть) и пофоткал духовное училище напротив стен монастыря. Меня поразила фантастическая пальма у крыльца училища и конкретно гопнический вид его учеников.

 

Уже на обратном пути в центр меня ждал очередной сюрприз. Внезапно из-за деревьев показался какой-то совсем нереально игрушечный храм. Это был Знаменский кафедральный собор. За деревьями и домами подобраться к храму оказалось нереально. А внутрь ограды в поздний час меня не пустил бравый казак, он посоветовал приходить завтра. Так я поступил, очень уж хотелось побродить рядом с фантастической постройкой и заценить, что же там внутри.

 

Своим скудным языком я не берусь передать все фичи Знаменской церкви. Поэтому вот вам копипаста из интернетов:

"Тюменский знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания : приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору. Невозможно сразу и наверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничности архитектуры собора.

Простое перечисление и описание деталей мало, что даст для понимания этого произведения. Трудно найти и прототип, скорее всего его нет. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура” означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.

Архитектурно-пластические и образные достоинства Знаменского собора невозможно выявить лишь аналитическим путём. Здесь каждый фасад кажется главным, но никакой из них не предстаёт застывшим в своей окончательности : движение сложно-изогнутых форм фигурных фронтонов, трёхлопастных очелий наличников, многоярусных главок создаёт такую динамичную игру пространства, что тяжёлые объёмы теряют свою массу, а с ней и физически присущую им статичность. Множество декоративных главок, буквально “усеявших” собор, усложняют свободную пространственную игру объёмов. Выделение цветом декоративных элементов ещё более обогащает и без того живописную светотеневую гамму фасадов."



Обязательно зайдите во дворик и внутрь самого собора. Там даже сортир живописный.



Ну что же с главными церквями, пожалуй все. Из самого интересного я пропустил только необычную "круглую церковь" Всех Святых. Любителей церковной архитектуры направляю к отличному отчету г-ну yarowind. У него "церковный пост" получился более основательным:
http://yarowind.livejournal.com/88657.html
http://yarowind.livejournal.com/86819.html

Пожалуй, приведу пример тюменского церковного новостроя. На фотографии  часовня в честь благоверного великого князя Дмитрия Донского и всех защитников Отечества России. Она была расположена как раз напротив моей гостиницы. Часовню поставили в парке Губкина, где обычно собираются воины, прошедшие Афган и Чечню, родные погибших бойцов. Мне строение показалось вполне нормальным, глаз не режет и "на месте".
 
  

Напоследок храм со сложным названием Церковь святого праведного Симеона Богоприимца при Владимирском Сиропитательно-ремесленном заведении. Надо помнить, что русские купцы не только покупали яхты и Челси тусили под цыганей с медведями, но и тратили значительное бабло на благотворительность. Вот пример такого похвального поступка, заведение, в котором «сироты и дети бедных сословий могли ознакомиться с ремеслом настолько, чтобы впоследствии зарабатывать собственным трудом».

Кстати устроители заведения придумали оригинальное решение по уменьшению детской смертности:
"Подкидыши оказывались изнуренными и болезненными, их подбрасывали самым бесчеловечным образом в тряпье, невзирая на жестокий мороз, в возрасте двух-трех дней. В приюте решили: разного рода воззвания к милосердию не будут услышаны, надо действовать разумным и простым способом. Со стороны нынешней улицы Республики устроили специальный желобок, куда клали грудничка, и он сразу попадал с улицы внутрь здания. Тем самым спасли жизнь многим малышам."



На этом все. Тюмень клевая, правда же?

Оглавление всех постов про Тюмень:
1. Тюмень скульптурная
2. Тюмень церковная
3. Тюмень старинная
4. Тюмень современная




promo kolllak september 21, 2016 09:00 337
Buy for 20 tokens
По многочисленным просьбам читателей решил продолжить свой цикл заметок, обличающих современные тревел-блоги. Сегодня хочу поговорить о самой насущной лично для меня проблеме. А именно, о некомпетентности тревел-блогеров в основном предмете их творчества и, как следствие, сомнительной ценности…

  • 1
(Deleted comment)
Ого, новый вид ботов? =)

Ваш пост на ljonmap


  • 1
?

Log in

No account? Create an account