Кошак Серый (kolllak) wrote,
Кошак Серый
kolllak

Categories:

Что посмотреть в Киеве за выходные, продолжение



Продолжаю рассказ о достопримечательностях Киева, которые можно посмотреть за выходные. В этот раз будет больше картинок и меньше текста. Прошлый рассказ об интересных местах Киева я закончил тем, что мы спустились по Андреевскому спуску в Подол. Собственно на Контрактовой площади мы собирались посмотреть только памятник Сковороде. Но попутно наткнулись на еще несколько значимых достопримечательностей. Все-таки плотность разных красивостей в Киеве почти как в Питере.



Перед поездкой я что-то читал про "знаменитый фонтан Самсон". В моем представлении сразу вставал величественный аналог из Петергофа. На проверку "Самсон" оказался милой поделкой в мультяшном стиле, сделано из дерева и причудливо раскрашено. Фото так себе, но думаю примерно масштаб "Самсона" понятен.



Так вот насытившись в ресторане "Киевский" мы пошли искать "сковородку". Опрос показал, что примерно 70% нашей группы думали, что мы ищем реальный памятник сковородке. В ресторане к нам примкнула местная жительница, так наша тургруппа разрослась до десяти человек. Она же сказала нам, что памятник Сковороде - это место тусовок разных неформалов. Я представлял себе некий аналог московских Чистых прудов, но оказалось, что тут тусят просто агрессивные алконавты. Вообще в Киеве я почти не видел неформальную молодежь, т.е. всяких эмо, панков, готов, скинов, лесбиянок-бутчей, гламурных гомосеков и прочих подобных представителей. Ну, может не там ходил.

Сам памятник мне понравился. Скульптор Кавалеридзе изобразил философа задумчиво бредущего в сторону бурсы. Правда на фотке эта задумчивость и движение не передались. Сам Сковорода достаточно симпатичный тип. Я хорошо помню прекрасное Розановское "Мир ловил меня, но не поймал", но оказалось, что эти слова принадлежат Сковороде. И, вообще, эти два русских мыслителя (Василь Васильич и Сковорода) чем-то похожи.



Мы зашли во двор Киево-Могилянской академии, чтобы посмотреть на самые старые и точные солнечные часы в Киеве. Разобраться без поллитры в них было невозможно. Вместо традиционного штыря со шкалой вокруг, тут был гораздо более навороченный девайс. На каждое время суток был отдельный циферблат, вроде и сейчас с поправкой на сдвиг на один час, часы точно показывают время. Автор девайса - француз Брульон. У меня из-за него в голове прочно засел глупый стишок:
"Сей циферблат изобрел Пьер Брульон, чтобы успеть на горячий бульон"



Во дворе Академии.



Мы еще немного пошатались по улочкам Подола и вышли на набережную Днепра. Вышли мы на месте впадения Почайны в Днепр. Там как раз стоит Ильинская церковь. По преданию - первая церковь Киева, построенная еще до крещения Руси. Впрочем, определить место, где была эта старая деревянная церковь невозможно. В летописи сказано "я же над ручаем", таких точек в Киеве штук пять. Местный краевед в 17-м веке выбрал Почайну, и здесь поставили храм стилизованный под сельские деревянные храмы (срубные) того времени.



Еще выложу фотку храма Николая Чудотворца на водах. К этому моменту в нашей дружной группе на слово "церковь" выработалась аллергия. "Ну сколько можно!". Действительно интересных храмов в Киеве порядком. Поэтому к Николаю мы не пошли, а жаль. Ведь это единственная (?) церковь в Европе, которая вырастает прямо из воды. К сожалению в выгодном ракурсе сфоткать не получилось. Так что поверьте на слово, что Николай выныривает прямо из днепровских волн.



После древних красот Киева на советские памятники сил и желания уже не остается. Но некоторые довольно интересны и затейливы. Например, Арка Дружбы Народов. Или вот этот памятник на берегу Днепра с крышесносящей надписью. "Геройский, гневный, горячий, грозящий, громовой, губительный, курьер, малый, могучий, мстительный пролетарий труда". Я долго втыкал в эти строки, решил даже, что автор был под веществами. Но тут любезный hercules_63 разъяснил в комментах, что это всего лишь перечисление судов Днепровской флотилии времен войны.



Пройдясь по набережной мы вышли к Почтовой площади. На самом деле тоже древнее место, археологи накопали тут останки чуть ли не готских времен. Рождественская церковь (см. фото) знаменита тем, что здесь отпевали Шевченко. Правда этот прогрессивный факт не уберег ее от рук советской власти. Так что теперь это очередной пример похвальной заботы современной киевской власти о восстановлении памятников архитектуры. Церковь вроде собираются отдать грузинам, видимо в знак крепкой украинско-грузинской дружбы. На фото случайно попал очень характерный тип для вечернего центра Киева, ну вот тот слева "с певком". В первой части я уже писал про селюков, вот вам пример.



Но конечно главная точка притяжения туристов на Почтовую площадь - это фуникулер. Действительно, уникальный вид транспорта на постсоветской территории. Я лично катался только в Сочи, в одном из санаториев МО РФ. В начале двадцатого века это было не только развлечением для туристов, но и реально полезным транспортом. Другим способом подняться с Подола на Владимирскую горку был только утомительный "пешкарус".



У вагонов киевского фуникулера очень добрые морды. Прямо просятся в советский мультик про трудягу паровоза и т.п. На фотке видно, что путь один, но в центре устроена развязка для двух вагонов.



Поднявшись на Владимирскую горку мы конечно пошли, а точнее поплелись к памятнику св. Владимиру. Виды с высокого днепровского берега от памятника зачетнейшие, хотя найти его было трудновато. Здесь я понял, что Киев - это по большей части зеленый лес, даже в самом центре города. Все острова и ближняя часть левого берега еще не застроены. Вот бы нашему Лужкову такие просторы. Да, завидую киевлянам. А может там еще и грибы растут?



От смотровой площадки у св. Владимира мы стали выбираться обратно на Крещатик.









Под вечер на Крещатике уже не было так пустынно. Кстати, на выходные Крещатик делают пешеходным, весьма удобно (для пешеходов конечно). Поразило, что в Киеве порядком телефонных аппаратов, в Москве они давно вымерли. А может это специально для детей сделано? Нам с Олькой большинством трубок пользоваться было затруднительно (см. фото):



На Крещатике мы затарились мороженным и шампанским и пошли искать дом с химерами. Мороженное в Киеве надо покупать мягкое развесное из ларьков, благо их на Крещатике штук пять подряд. Олька съела штук пять разных видов, и все они (даже лимонное) были по ее словам прекрасны. А вот с продуктовыми магазинами в центре беда, купить бухла не такая уж тривиальная для гостей украинской столицы задача.

По дороге  к химерам мы зашли посмотреть на причудливое здание национального Банка Украины. Над фасадом действительно хорошо поработала чья-то безумная рука. Мы смотрели на это великолепие, раскрыв рот.
- Шо, банк думаете, как охграбить? - вернула нас к реальности реплика веселых киевских прохожих.
Ага, наша группа из десяти человек, изучающая подходы к украинской сокровищнице, выглядела подозрительно.

Но вот и знаменитый "Дом с химерами". Не буду пересказывать тут сведения из интернетов, ЭТО надо просто видеть. Г-н Городецкий мог бы посоревноваться в степени архитектурной отвязности с самим Гауди. Мы с Олькой наверно полчаса втыкали на этот шедевр, пытаясь разобраться в безумных хитросплетениях декора. Интересная деталь, это странное здание теперь одна из резиденций президента Ющенко, такие дела.






Фотками ночного Киева мучать вас не буду, фотограф я пока "так себе". Да и нормально подсвечивается только самый центр, стоит немного отойти и все. Кстати и на самом Майдане все электричество отрубают ровно в полночь. Мы сначала не поняли, что это случилось, вдруг резко настала тьма по всей площади, но потом дошло, что видимо так электричество берегут.

Симпатичный памятник влюбленным фонарям на Майдане Незалежности. Вообще новодельный креатив киевским скульпторам хорошо удается. Сейчас и в российских крупных городах стало модным украшать безо всякой меры и вкуса центральные улицы бронзовым хламом. Но в Киеве большинство подобных поделок весьма необычны и отличаются хорошим вкусом. Мне лично все творения г-на Белоконя понравились.



На ночь глядя мы засели в ресторанчике на Майдане рядом с Макдаком. Я повелся на то, что тут сидели в основном иностранцы со своими украинскими шлюхами подругами. Особенно резал глаз совсем уж дедок и девица в вызывающей мини-юбке. Кстати интуристов в Киеве заметно меньше, чем даже в Москве и тем более, чем в Питере. Собственно за все время мы встретили только две группки америкосов в центре. Странно, все таки тут ближе к Европам, посмотреть старины гораздо больше, нежели в Москве, да и дешевизна к тому же. Так вот несмотря на такую публику, обслуживание было чудовищным. Мохито, например, принесли примерно через сорок минут, причем всем разлили в разные стаканы, включая совковый граненный экземпляр. Но идти искать другое заведение так было уже лень, да и сидели мы в трех шагах от съемной квартиры.

Хотя можно было банально забухать где-нибудь в центре на лавке. На следующий день мы в этом окончательно убедились, когда гуляли по Ботаническому Саду. Под каждой магнолией чинно развалился народ с бутылкой водки или хотя бы пивасом. А все потому, что ментов в Киеве практически нет. А те что есть, как мне показалось за пару дней, отличаются недюжинной толерантностью. Например, возвращаясь ночью домой, у нашего подъезда мы застали бухого гопника. Видимо ночью в одиночестве ему было скучно, поэтому существо развлекало себя мощными ударами с ноги в железную дверь. В десяти метрах от этой картины стоял ментовский патруль, им тоже было скучно, поэтому они с интересом наблюдали за происходящим, потом им это наскучило, и они укатили в Киевскую ночь.

На следующее утро наша группа решила разделиться. Часть народа поехала на рынок за салом и горилкой. А мы решили идти в Лавру пешком от Майдана. Наш туристический маршрут по Киеву на второй день получился примерно таким:
Майдан
стадион "Динамо"
Мариинский дворец
Леся Украинка
Глинка
смотровая площадка
Аскольдова могила
памятник летчикам
мемориал жертвам Голодомора
верхняя Лавра
нижняя Лавра
на автобусе до Крещатика
Бессарабская площадь
памятник Шевченко
Ботанический сад
вокзал.

Но сначала нужно было конечно перекусить. Мы выбрались на Крещатик, и по совету нашей хозяйки пошли в "Здоровеньки булы". Принципиально от "Пузатой хаты" еда тут не отличается, да и цена такая же. Зато дико порадовал местный интерьер. В стебной манере художник изобразил историю древних укров. Я чуть голову не свернул себе, пока ел и одновременно рассматривал комиксы на стенах. Все-таки умение посмеяться над собой полезная и симпатична вещь, и киевлянам она вполне присуща.

Элемент оформления кафешки в греческом зале:



Кажется у меня еще не было фоток Крещатика. Вот типичное (см. ниже). Т.е. это широкий проспект, уставленный сталинками. Нет, умом я конечно понимаю, что сталинская архитектура это "стереотипность планировочных и композиционных решений, атектоничность как принцип, фасадничество, украшательство в ущерб функциональному удобству, некритическое копирование стилей и градостроительных решений прошлого (русский классицизм, Ренессанс), перенесение декоративного оформления (колонны, портики), присущего небольшим постройкам (особняки, например), на многоэтажные здания".

Но все равно особенно на фоне унылой советской архитектуры последующих периодов, сталинские здания радуют мой профанный глаз. В киевских послевоенных зданиях есть свой колорит, например, активно используется растительный орнамент в оформлении фасадов. Поэтому сталинки получаются не мрачноватыми, а такими завитушестыми и достаточно светлыми.



Дорога от Майдана до Лавры оказалась достаточно длинной. По пути мы планировали посмотреть на Мариинский дворец и посетить Аскольдову могилу. На месте Мариинского дворца красовался глухой зеленый забор. Under construction. Ну мы не сильно обломались и прогулялись по разбитому в окрестностях дворца парку. Здесь Ольку больше всего поразили грецкие орехи. Да, оказывается они растут на огромных деревьях, и в своем младенчестве представляют из себя нечто похожее на незрелую сливу.



Памятник Лесе Украинке.



Чтобы не промахнуться мимо Аскольдовой могилы мы стали спускаться ниже к Днепру. Нормальные люди сделали крюк по дороге, а мы с Олькой на пару скатились по крутому и поросшему каким-то буреломом склону. Дальше начался лес. Именно лес, а не просто парк. Часть нашей группы запаниковала, но мы с Олькой непреклонно вели всех сквозь киевские чащи. Когда из леса вышел маньяк никто не удивился, и мы вежливо уточнили у подозрительного мужика дорогу.
- Вам к могиле? Это прямо. А откуда я пришел, туда не ходите, - зачем-то сделал он странное уточнение и опять растворился в приднепровских дебрях.

Минут через пять мы наткнулись на огромный деревянный крест. Для полного антуража не хватало только мертвых с косами. Затем мы нашли еще один крест, причем все они были пронумерованы. Я так и не понял их назначение, но зато кресты привели нас к Аскольдовой могиле.

Про Аскольда мы знаем только из десятка строк в Повести Временных Лет. Фактически, как и Олег, Аскольд служит летописцу для затыкания огромной временной дыры между легендарным Рюриком и мутным, но все-таки исторически достоверным Игорем (дед Владимира "Крестителя"). Из летописи хорошо видно, как летописец состряпал Аскольда из современных ему киевских городских историй об Ольме и сообщении одной поздней и недостоверной (были и более точные показания очевидцев, но летописец про них не знал) византийской хроники о набеге неких "росов" в 860 году. Впрочем, это простительно летописцу, учитывая, что прошло как минимум двести лет от этих событий до первой летописи. Попробуйте сами восстановить имена и детали событий хотя бы годичной давности.

Сейчас на месте легендарной могилы варяжского князя-христианина стоит храм св. Николая. Современный круглый (ротонда) вид храм принял в начале 19-го в. В советские времена церкви относительно повезло, ее не разрушили, а устроили в ней ресторан. Кстати, на месте окружающего Аскольдову могилу кладбища украинские коммунисты в конце 30-х устроили увеселительный парк.

Сейчас св. Николая подновили и вернули церкви. Я уже писал в первой части про цветущее церковное многообразие Киева. Так вот св. Николая недавно отдали униатам. Если возвращение греко-католикам их исторических церквей на западе Украины вполне можно понять, то отбирание исконно православных храмов кажется мне неправильным. В случае св. Николая это тем более несправедливо, т.к. церковь строили на деньги русского купца Мещерякова



Сразу за Аскольдовой могилой показались купола Лавры. Всем рекомендую проделать этот путь пешком. Виды с крутого днепровского берега просто потрясные. К тому же по пути нам встретилось еще некоторое количество культурных объектов.

Например, памятник св. Андрею Первозванному. Думаю, большинство знакомо с благочестивой легендой о том, что апостол Андрей побывал на берегах Днепра и благословил эту землю. Кроме того, вернувшись из земель славян (правда, никаких славян в 1 в н.э. достоверно не обнаружено) в Рим, апостол рассказал про чудные местные обычаи. Славяне запираются в избах, нагоняют жару и истязают себя березовыми прутьями. Этакие мазохисты!

Эти факты известны нам опять-таки только от летописца ПВЛ, который обожал разные пикантные истории и анекдоты. Гораздо меньшее количество народу читало саму летопись. Так вот через несколько страниц летописец забывает про свой пассаж и утверждает, что "здесь апостолы никогда не учили и пророки не прорицали", хотя конечно "дух апостольского учения до Днепра доходит". К тому же в тексте про св. Андрея Днепр уж очень похож на Дунай, например, достаточно посмотреть на карту Европы, чтобы понять, у какой реки при впадении в Черное море "три гирла". В общем, опять я вас гружу на тему, что древняя русская история - это такое большое белое пятно, где каждый историк волен извращаться любым ментальным способом.



Там же часовня в честь св. Андрея Первозванного и памятный знак 2000-летия Рождества Христова. Кстати я заметил, что Киев весьма религиозный город. Очень много всяких памятных христианских знаков, восстановленных церквей, крестов по всему городу. Да, и например, Троица - это государственный праздник на Украине.



Еще ближе к Лавре расположен прекрасный памятник Леониду Быкову и заодно всем летчикам. Скульптура расположена очень грамотно, на крутом обрыве с живописнейшим обзором левого берега.



С недавних пор с этого ракурса над куполами Лавры доминирует мемориал жертвам голода 30-х годов (так называемый голодомор).  Пардон, но издалека мемориал невольно породил у меня следующий ассоциативный ряд: "большая кукуруза - ее фанат Хрущев - подарок Хрущевым Крыма Украинской ССР".

Стоило нам подойти к памятнику, как внезапно полил проливной дождь. Так же резко он прекратился, стоило нам войти в ворота Лавры. Так что рассмотреть мемориал толком не получилось. Навскидку показалось, что памятник сильно перегружен мрачной символикой. В принципе свою роль, нагонять печаль и тоску, он вполне выполняет. Я мысленно отдал дань уважения и соболезнования жертвам голода, они же не виноваты, что нынешняя украинская власть так заполитизировала эту трагедию.



Ну а дальше мы пошли в Киево-Печерскую Лавру. В это время как раз начиналась халявная экскурсия, к которой мы и примкнули. Минут через пять я понял, что засыпаю. Лекторша так нудно и тормознуто рассказывала, что я понял, что целый час такого рассказа не осилю. Вскоре ко мне присоединилась и остальная часть нашей группы. Мы решили передохнуть, попить кофе, посмотреть сувениры и затем пойти со следующей партией.

Следующая экскурсоводша тараторила бойко... но только на государственном языке Незалежной. Слушатели тут же в жесткой форме заставили перейти ее на "российскую мову". Сделаю, небольшое отступление. По моим наблюдениям примерно треть киевлян говорят в повседневной жизни по-украински, треть на чистом русском, а остальные на некой смеси. Но никакого языкового барьера ни разу не возникало. Так что опасаться, что ваш русский не поймут или будут как-то косо смотреть, совершенно не надо.



Продолжаем. Второй гид мне тоже не понравилась, озвучивание общих мест мне лично не интересно. Я заметил, что некоторые туристы ходят с личным гидом. Мы приценились и оказалось, что стоит это порядка 1000 руб. На нашу толпу из 6 человек получалось вполне бюджетно.



Однако нам не повезло и в третий раз. Девушка - гид была милая, искренняя и доброжелательная. Но, как экскурсовод просто никакая. Во-первых она постоянно хихикала и усмехалась:
- Смотрите друзья, вот Троицкая церковь, хаха. А вот первый каштан в Киеве, хихи.
Я сначала решил, что ее действительно это забавляет. Но потом до меня дошло, что такая манера заканчивать каждую фразу у нее сродни нервному тику.

Вторая претензия была к самому содержанию рассказа. Набор общеизвестных фактов да еще в формате "галопом по Лавре". Что бы придать своему рассказу глубины, она к месту и не к месту упоминала термин "украинское барокко". Ну и постоянно говорила про вещи, которые мы собственно и сами прекрасно видим:
- Перед вами дарохранительница украшенная алмазами, а вот трапезная, хехе, здесь монахи кушали, видите на каких столах они кушали?
Блин, да видим мы сами, что тут алмазы, а тут столы. Расскажи какие-нибудь интересные детальки, истории, фишки. Здесь же такая богатая история. Не выношу таких гидов, которых с успехом заменяет распечатка из Википедии.

В третьих, наш гид принципиально не могла ответить на вопросы, к тому же замаскировать свое незнание у нее тоже не получалось.
- Смотрите вот на иконе изображены мученики, у них пальмовые ветви в руках, хаха.
- А почему мучеников изображают с пальмовыми ветвями?
- Потому что они мученики, вот и с ветвями значит такие стоят, хихи.
- А вот фреска с шестикрылыми серафимами.
- А почему именно шесть крыльев, это что-то символизирует?
- Так они же серафимы, поэтому и шесть крыльев, а есть еще херувимы, хаха.

Менее, чем за час в таком формате мы буквально промчались по всей верхней Лавре. Я даже не успевал пофоткать, так что картинок не будет. Да и в голове у меня почти ничего не осталось от такого галопа. Затем мы распрощались с нашим бестолковым гидом и отправились в нижнюю часть Лавры к знаменитым "печерам".  Понятно, что Лавра достойна отдельного отчета. Там вполне можно провести целый день даже если вы далеки от православия, а если найти нормального гида, то это будет совсем праздник.



Вид из нижней Лавры. В правом углу стоит колодец св. Антония. Ну и повсюду клумбы с розами.



После Лавры времени на Парк Славы уже не оставалось и мы вернулись в центр. Под  конец рассказа выложу еше несколько характерных фото Киева.

Олька с Аней не удержались и искупались в фонтане на Майдане. Что понравилось, никто здесь народ не гоняет, можно спокойно поплескаться в жару. На заднем плане виден кусок торгового комплекса "Глобус", который киевляне метко окрестили "теплицами".



После сытного обеда на Крещатике (ресторан не понмю, кажется "Оболонь"), вся наша группа окончательно окуклилась. Силы остались только у меня и у Ольки, так что к вокзалу мы решили выбираться пешком. По Крещатику вышли к Бессарабской площади, там немного покрутились и попали в Парк Шевченко. В парке меня приятно удивил киевский аналог "клуба четырех коней", столько шахматистов я нигде еще не видел.



Памятник Шевченко в парке имени Шевченко рядом с бульваром Шевченко.



На Владимирскую церковь времени совсем уже не было. Загляну в следующий раз.



Под самый конец похода по Киеву забежали в Центральный Ботанический Сад.
Здесь меня поразила совсем нетипичная для советского стиля скульптура. Кажется это памятник юным героям - комсомольцам. Интересная идея с красными опилками, символизирующими кровищу.

На этом заканчиваю нашу прогулку. Надеюсь, из двух моих рассказов вы получили представление, что же можно посмотреть в Киеве за выходные.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com



Tags: Киев, Украина
Subscribe
promo kolllak сентябрь 21, 2016 09:00 338
Buy for 20 tokens
По многочисленным просьбам читателей решил продолжить свой цикл заметок, обличающих современные тревел-блоги. Сегодня хочу поговорить о самой насущной лично для меня проблеме. А именно, о некомпетентности тревел-блогеров в основном предмете их творчества и, как следствие, сомнительной ценности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments