Previous Entry Поделиться Next Entry
Ахиллес и черепаха
Панк
kolllak




Прошлую тяпницу уже традиционно закончили в "35мм". Неделя выдалась кризисно напряжная. Я скажем, пашу сейчас за 8 человек, коих мой любезный работодатель разогнал по отпускам. У Ольки примерно такая же ботва. Так вот захотелось весь этот рабочий угар разогнать чем-ни-то "типа умным, гыгы" и артхаузным.

Выбор пал на новый фильмец Такеши Китано "Ахиллес и черепаха". До этого я смотрел только Китановские "Королевскую битву" и "Брата Якудзы", чуть менее, чем полностью состоящие из кровищи и тупого мочилова. "Ахиллес" же совсем другое кино. Здесь Китано неспешно и с феерическим юмором рассказывает о судьбе художника-лузера. Хотя и здесь расовый японский режиссер сумел наплодить гору трупаков. Но это скорее в качестве фона. А фильм на самом деле про искусство и нелегкие будни его творцов. 

Сюжет можно условно разбить на три части по возрасту главного героя. В начале нас знакомят с богатым японским авторитетом. Он увлечен живописью и скупает любую современную мазню, которую ему успешно впаривают модные галерейщики. Своего сынка он тоже мечтает сделать художником  и даже обозвал его Матиссом. Надо сказать, что и сам Матисс искренне фанатеет от рисования. Невинно пользуясь именем своего папаши, он тормозит целый поезд, чтобы срисовать его с натуры. Ну и устраивает прочие милые шалости в том же роде. В этой части меня больше всего впечатлили сцены на природе. Снято красиво и правдиво, например, ветер, который гнет траву на поле, ощущаешь почти физически. Заканчивается детство главного героя трагически, но сильно спойлерить не буду. Не понравилась, пожалуй, некоторая схематичность сюжета в этой части. "Коконы передохли" и тут же всем хана.


Затем нам показывают юность художника. Он не оставляет свои мечты. Матисс совершенно не парится насчет бабла, и может во время работы курьером, зависнуть на весь день напротив какого-нибудь живописного моста и забить на все на свете. Рисует он в реалистичной манере и пытается продать свои творения. Дальше начинается философия и мораль. Матиссу популярно объясняют, что он совершенно не втыкает в актуальные тренды. Надо-то рисовать голубых львов и чОрные параллелограммы. А таких живописцев, как он, с успехом может заменить фотоаппарат. Простодушный Матисс принимает это близко к сердцу, сходится с тусой бездуховных современных художников, и начинает выдавать креативы в современном стиле. После трагичной первой части, начинается просто угар и трэш. Китано от души стебется над методами таких творцов. Народ буквально "убивает сибя ап стену", дабы сотворить нечто гениальное. Здесь режиссер несколько прямолинеен, уж слишком явно читается его мысль, что современное искусство - это "гной и блевотина". Но веселуха зато первоклассная. Один момент просто уложил "пад стулья" весь зал. Начальник Матисса с такой серьезной рожей на очередную его выходку заявил "Понимаю". Ничего такого конечно, но фильм-то шел на японском и прозвучало это как "СЦУКО!".  В итоге нелепые попытки копировать кубистов, примитивистов и прочих сюрреалистов не приносят успеха молодому художнику, зато он находит наивную почитательницу своего "таланта" и спутницу на всю жизнь.

В третье части художника играет уже сам Китано. Тут все еще смешнее. Матисс начинает делать акцент, не на содержании, а на методе. Скажем, он наряжает свою женушку в костюм зайца, сажает на велик и нагружает ведром краски. Заяц гоняет по холсту и рисует таким затейливым способ картину. Подобные фееричные сцены идут просто косяками. Но в тоже время Китано, чем дальше, тем больше подпускает драмы. Собственно фильм о отм, как легко убить в себе талант. Его губит легкомысленный шарлатан галерейщик, бездумные и неуемные почитатели (женушка, этакая Йоко Оно), весь наш современный мир, требующий успеха, денег и славы.

Вот что пишет об этом в одном из интервью сам Китано:
"Меня интересуют роль искусства не в прямом его значении, а в том, которое эксплуатируется современным обществом. Художник нашего времени уже давно закончил созидать, он погряз в бесконечной борьбе за славу и коммерческий успех. Современные таланты находятся в состоянии постоянного наркотического возбуждения в их безумном поиске самовыражения. Ежегодно в Японии накладывают на себя руки около 30 тысяч человек. Больше половины из них художники, не достигшие даже тридцатилетнего возраста. Они находятся под влиянием теории, что если при жизни им не удалось прославиться, то ранняя смерть сделает их труды бессмертными....
Японского зрителя не волнует ничего. Он будет тупо потреблять всё, что ему преподнесут. Главное, чтобы упаковка была поярче и логотип поизвестнее. Вы не задавались вопросом, почему так много японской молодёжи набрасывается, словно одержимые, на дизайнерские магазины в Европе и Америке? Эти разряженные куклы пестрят логотипами "Армани", "Диор", "Прада". Как мой безропотный Машицу, готовый на любой риск и бездумно следующий советам знаменитых, эти молодые люди прочитали в журналах, что следует носить, и слепо подражают модным трендам. Европейцам всё мерещится мистика японской культуры, философия дзен, а вот современный японец едва ли понимает свою собственную культуру. У многих из них даже отсутствует образование, не говоря уже о знании истории и традиций..."

Впрочем, конец фильма не столь пессимистичен. Все равно определить в современном искусстве, что талантливо, а что годно только на помойку практически невозможно. Все достоверные критерии шедевральнности ушли, осталось выражение ценности произведения исключительно в денежном выражении. В этом плане Матисс конечно же полный лузер. Он, как зеноновский Ахиллес, все пытается догнать свою черепаху славы и признания. Но в конце Китано явно дает понять, что здесь, как раз тот случай, когда важен сам процесс, а не результат. Матисс творил несмотря на тупиковость  выбранного пути и свою прогрессирующую бездарность, и эта настойчивость под конец фильма вызывает несомненное уважение. Да и свою цель он все-таки догонит, а вот, что это будет за черепаха смотрите сами. 


Пусть сделано местами простовато (скорее наивно что-ли), но зато без дурного пафоса, который можно было бы налить полные края в фильме "про художника и искусство". Да, и тема плодотворная, было весьма интересно увидеть мнение Китано, как самого, что ни на есть актуального художника, о современном искусстве. Есть над чем поразмышлять, нам с Олькой хватило темы на дискуссию на весь оставшийся вечер. Я такое ценю.
Понравилось, 7/10. 
  


promo kolllak july 13, 2015 16:33 114
Buy for 20 tokens
Итак, давайте я расскажу вам, почему ваш блог никто не комментирует, почему тревел блогеры бегут из ЖЖ в Инстаграм, и почему форум Винского лучше, чем ваш уютный. Постараюсь быть предельно честным и беспощадным, в том числе и к своему творчеству. 1. Бесполезность Вы только что написали…

  • 1
в "королевской битве" он только актер."брат якудзы" не самый лучший его фильм.у него есть боевички и спокойные по типу как "ахиллес".так вот эти спокойные я и люблю."ахиллес и черепаха" очень понравились мне.посмотри "фейрверк" и "кикуджиро"

>>в "королевской битве" он только актер

Пазор на мои седины, точно ))

"Фейрверк" по молодости смотрел по телегу, но тогда не осилил. Надо будет пересмотреть.

было время,в молодости многое чего не осилила)
мне кажется,что это один из лучших его фильмов.
стоп,не."куклы" самый лучший.
бегом смотреть!

>>стоп,не."куклы" самый лучший.
>>бегом смотреть!

О, блин, почитал рецензии - зачетная фильма вроде. Поставил в очередь ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account