Кошак Серый (kolllak) wrote,
Кошак Серый
kolllak

Category:

Ахиллес и черепаха




Прошлую тяпницу уже традиционно закончили в "35мм". Неделя выдалась кризисно напряжная. Я скажем, пашу сейчас за 8 человек, коих мой любезный работодатель разогнал по отпускам. У Ольки примерно такая же ботва. Так вот захотелось весь этот рабочий угар разогнать чем-ни-то "типа умным, гыгы" и артхаузным.

Выбор пал на новый фильмец Такеши Китано "Ахиллес и черепаха". До этого я смотрел только Китановские "Королевскую битву" и "Брата Якудзы", чуть менее, чем полностью состоящие из кровищи и тупого мочилова. "Ахиллес" же совсем другое кино. Здесь Китано неспешно и с феерическим юмором рассказывает о судьбе художника-лузера. Хотя и здесь расовый японский режиссер сумел наплодить гору трупаков. Но это скорее в качестве фона. А фильм на самом деле про искусство и нелегкие будни его творцов. 

Сюжет можно условно разбить на три части по возрасту главного героя. В начале нас знакомят с богатым японским авторитетом. Он увлечен живописью и скупает любую современную мазню, которую ему успешно впаривают модные галерейщики. Своего сынка он тоже мечтает сделать художником  и даже обозвал его Матиссом. Надо сказать, что и сам Матисс искренне фанатеет от рисования. Невинно пользуясь именем своего папаши, он тормозит целый поезд, чтобы срисовать его с натуры. Ну и устраивает прочие милые шалости в том же роде. В этой части меня больше всего впечатлили сцены на природе. Снято красиво и правдиво, например, ветер, который гнет траву на поле, ощущаешь почти физически. Заканчивается детство главного героя трагически, но сильно спойлерить не буду. Не понравилась, пожалуй, некоторая схематичность сюжета в этой части. "Коконы передохли" и тут же всем хана.


Затем нам показывают юность художника. Он не оставляет свои мечты. Матисс совершенно не парится насчет бабла, и может во время работы курьером, зависнуть на весь день напротив какого-нибудь живописного моста и забить на все на свете. Рисует он в реалистичной манере и пытается продать свои творения. Дальше начинается философия и мораль. Матиссу популярно объясняют, что он совершенно не втыкает в актуальные тренды. Надо-то рисовать голубых львов и чОрные параллелограммы. А таких живописцев, как он, с успехом может заменить фотоаппарат. Простодушный Матисс принимает это близко к сердцу, сходится с тусой бездуховных современных художников, и начинает выдавать креативы в современном стиле. После трагичной первой части, начинается просто угар и трэш. Китано от души стебется над методами таких творцов. Народ буквально "убивает сибя ап стену", дабы сотворить нечто гениальное. Здесь режиссер несколько прямолинеен, уж слишком явно читается его мысль, что современное искусство - это "гной и блевотина". Но веселуха зато первоклассная. Один момент просто уложил "пад стулья" весь зал. Начальник Матисса с такой серьезной рожей на очередную его выходку заявил "Понимаю". Ничего такого конечно, но фильм-то шел на японском и прозвучало это как "СЦУКО!".  В итоге нелепые попытки копировать кубистов, примитивистов и прочих сюрреалистов не приносят успеха молодому художнику, зато он находит наивную почитательницу своего "таланта" и спутницу на всю жизнь.

В третье части художника играет уже сам Китано. Тут все еще смешнее. Матисс начинает делать акцент, не на содержании, а на методе. Скажем, он наряжает свою женушку в костюм зайца, сажает на велик и нагружает ведром краски. Заяц гоняет по холсту и рисует таким затейливым способ картину. Подобные фееричные сцены идут просто косяками. Но в тоже время Китано, чем дальше, тем больше подпускает драмы. Собственно фильм о отм, как легко убить в себе талант. Его губит легкомысленный шарлатан галерейщик, бездумные и неуемные почитатели (женушка, этакая Йоко Оно), весь наш современный мир, требующий успеха, денег и славы.

Вот что пишет об этом в одном из интервью сам Китано:
"Меня интересуют роль искусства не в прямом его значении, а в том, которое эксплуатируется современным обществом. Художник нашего времени уже давно закончил созидать, он погряз в бесконечной борьбе за славу и коммерческий успех. Современные таланты находятся в состоянии постоянного наркотического возбуждения в их безумном поиске самовыражения. Ежегодно в Японии накладывают на себя руки около 30 тысяч человек. Больше половины из них художники, не достигшие даже тридцатилетнего возраста. Они находятся под влиянием теории, что если при жизни им не удалось прославиться, то ранняя смерть сделает их труды бессмертными....
Японского зрителя не волнует ничего. Он будет тупо потреблять всё, что ему преподнесут. Главное, чтобы упаковка была поярче и логотип поизвестнее. Вы не задавались вопросом, почему так много японской молодёжи набрасывается, словно одержимые, на дизайнерские магазины в Европе и Америке? Эти разряженные куклы пестрят логотипами "Армани", "Диор", "Прада". Как мой безропотный Машицу, готовый на любой риск и бездумно следующий советам знаменитых, эти молодые люди прочитали в журналах, что следует носить, и слепо подражают модным трендам. Европейцам всё мерещится мистика японской культуры, философия дзен, а вот современный японец едва ли понимает свою собственную культуру. У многих из них даже отсутствует образование, не говоря уже о знании истории и традиций..."

Впрочем, конец фильма не столь пессимистичен. Все равно определить в современном искусстве, что талантливо, а что годно только на помойку практически невозможно. Все достоверные критерии шедевральнности ушли, осталось выражение ценности произведения исключительно в денежном выражении. В этом плане Матисс конечно же полный лузер. Он, как зеноновский Ахиллес, все пытается догнать свою черепаху славы и признания. Но в конце Китано явно дает понять, что здесь, как раз тот случай, когда важен сам процесс, а не результат. Матисс творил несмотря на тупиковость  выбранного пути и свою прогрессирующую бездарность, и эта настойчивость под конец фильма вызывает несомненное уважение. Да и свою цель он все-таки догонит, а вот, что это будет за черепаха смотрите сами. 


Пусть сделано местами простовато (скорее наивно что-ли), но зато без дурного пафоса, который можно было бы налить полные края в фильме "про художника и искусство". Да, и тема плодотворная, было весьма интересно увидеть мнение Китано, как самого, что ни на есть актуального художника, о современном искусстве. Есть над чем поразмышлять, нам с Олькой хватило темы на дискуссию на весь оставшийся вечер. Я такое ценю.
Понравилось, 7/10. 
  

Tags: Такеши Китано, кинобище
Subscribe

  • Прогулка по Марселю

    Прошлый раз я показал вам марсельский квартал Панье. Но кроме него за полдня я еще успел кое-что посмотреть в этом городе. Не претендую на…

  • Марсель. Квартал Панье

    Квартал Панье - старейший район Марселя. Когда-то здесь находились греческая агора и римский форум. Еще совсем недавно район пользовался дурной…

  • Кассис. Прогулка по каланкам

    Большинство туристов приезжают в Кассис не ради самого города, который я показывал в прошлой прогулке. Главная достопримечательность Кассиса -…

promo kolllak september 21, 2016 09:00 338
Buy for 20 tokens
По многочисленным просьбам читателей решил продолжить свой цикл заметок, обличающих современные тревел-блоги. Сегодня хочу поговорить о самой насущной лично для меня проблеме. А именно, о некомпетентности тревел-блогеров в основном предмете их творчества и, как следствие, сомнительной ценности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments