Кошак Серый (kolllak) wrote,
Кошак Серый
kolllak

Categories:

7. Лондон: Британский музей



На фронтоне Британского музея изображен необразованный человек, который только что вылез из скалы. На своем пути по фронтону музея он встречает Архитектуру, Скульптуру, Живопись, Науку, Геометрию, Драму, Музыку и Поэзию, которые воплотились в человеческих существ. В конце-концов после общения с такой приятной компанией пещерный житель становится современным цивилизованным человеком. Давайте последуем его примеру и также попробуем стать немного лучше, побродив со мной по залам Британского музея.



Вообще, я очень люблю музеи. Увы, путешествовать приходится не так часто, как хотелось бы. Когда выдается такая возможность, то обычно поездка сильно ограничена по времени. Так что почти всегда встает выбор: или музеи, или прогулка по городу. Именно с такой проблемой я столкнулся и в Лондоне. Три неполных дня оказалось для столицы Великобритании безумно мало. Я не успел даже в своем экспресс режиме обежать главные туристические районы. Вы уже понимаете к чему я веду, шикарные лондонские музеи оказались за рамками этой поездки. За одним исключением - все-таки смог выделить несколько часов на посещение Британского музея. Пожалуй, если я путешествовал один, то выбрал бы в качестве единственного музея - Национальную галерею. Но, т.к. был с товарищем, который не фанат живописи, то решил сходить в Британский. Тем более, что он, как и Национальная галерея, бесплатен для туристов.

Я довольно смутно представлял экспозицию музея, кроме того, что там много мумий. Помню, что гуглил 10 must see British Museum уже буквально сидя на лавочке в Большом Дворе. Я понимал, что за два-три часа не смогу охватить все более-менее важные экспонаты, поэтому решил сосредоточиться на самом интересном. На самом деле я всегда так поступаю. Особенно в художественных галереях, выбираю для просмотра 5-10 экспонатов, довольно подробно заранее их изучаю, а все остальное осматриваю по остаточному принципу. Так удается не растерять внимание и не устать до осмотра главных шедевров. Замечал по большинству своих спутников и спутниц по походам по музеям, что они начинают очень подробно все разглядывать и погружаться на первых попавшихся по дороге экспонатах, и в итоге выдыхаются еще в начале осмотра. А, как правило, что-то значимое в экспозиции не всегда расположено в самом начале, так что надо рассчитывать свои силы и уметь выделять главное.

Так вот, поиски однозначного списка главных шедевров Британского музея не увенчались успехом. На русском вылезали, какие-то совсем мусорные ссылки и бесполезные отчеты, на английском списки были более толковые, но все разнились на вкус автора. Поэтому я решил не ограничиваться конкретным списком, а действовать по площадям в порядке убывания приоритетов: египетские скульптура и мумии, греческая скульптура, искусство Междуречья, древняя Европа, все остальное по остаточному принципу. План в итоге удался, но боюсь, что не смогу толково изложить его. Я снимал довольно беспорядочно, много фото не удалось, где-то помешали толпы туристов (как у Розеттского камня). В общем, в своем кратком рассказе не претендую на идеальный маршрут по музею. Кое-что по экспонатам я законспектировал для саморазвития, у меня были сомнения стоит ли всю эту копипасту сюда выкладывать, но решил таки оставить (дальше 99% текста из открытых источников). Может кому-то будет полезно при подготовке к прогулке по Британскому музею.

Ладно, пора прогуляться по скоплению колоссальных богатств, награбленных Англией из колониальных стран, как говаривал Ильич, посетив Британский музей.

Начну с Большого Двора Королевы Елизаветы Британского музея. Проект реконструкции принадлежит перу Нормана Фостера, который в очередной раз не изменил себе и предложил применить ультрасовременную светопрозрачную конструкцию в комбинации со скрупулезной реставрацией исторического здания.

В итоге, я считаю, не зря старались, смотрится конструкция очень круто, даже если не знаешь всех сложных технических деталей. И хорошо вписалась в интерьер музея, в отличие от тех же пирамид Лувра.



Первым делом, памятуя о своем плане, я отправился в зал египетской скульптуры. Этого мужика зовут Nenkheftka, он неплохо сохранился, несмотря на более чем 2500 летний возраст. Одна нога выдвинута вперед, как у многих стоящих египетский статуй. Лицо и парки тщательно обработаны, и что редкость, у статуи не отломали нос. Вообще, главная ценность этой скульптуры - очень точное и реалистичное изображение лица. В свое время ученых поставил в тупик парик Ненхефтки. Такие носили в Древнем Царстве, но при этом на статуе нашли более поздние надписи. Потом выяснилось, что в 7-м веке стало популярно выполнять скульптуру в винтажном стиле, повторяя древние образцы, так что на самом деле Ненхефетка жил где-то в 650-м году до н.э. Предполагают, что он служил провинциальным чиновником высокого ранга, но это не точно.







Это у нас развалился Prudhoe lion. Очень крутая скульптура, посмотрите, как реалистично прорисованы ребра и мускулы, морда животного. Или, как хорошо передана расслабленная поза зверя? В тоже время грива изображена символическим овалом. Кстати, поза со скрещенными лапами весьма необычная для египетского искусства. Обычно львов изображали в более простой позе, как всем известного Сфинкса.



Верхняя часть статуи Рамсеса Великого - один из лучших памятников египетского собрания Британского музея. Гамильтон, путешествовавший по Египту в 1803 году, писал о памятнике, что это, конечно же, самый прекрасный и совершенный образец египетский скульптуры из тех, что Вы можете увидеть во всей стране. Еще французы при Наполеоне пытались увезти бюст в Европу, видите дырку в груди Рамсеса? Так они пытались продеть трос для подъема. Но удалось поднять и переправить статую только англичанам, по тем временам - это была непростая техническая задача.

Гигантский бюст Рамсеса II стал первой колоссальной египетской скульптуры в собрании Британского музея и вызвал огромный интерес публики. Однако тогда еще никто не знал, кого же изображает статуя. Это был, несомненно, царь, но кто?

На самом деле - это Рамсес II, один из величайших фараонов Египта. Образ могучего властителя, оставившего Египту тысячи превосходных произведений искусства, лег в основу самого понятия фараон и почитался египтянами на протяжении тысячелетий. Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии. Еще больше поражает своим размахом строительная программа царя в самом Египте: несколько храмов и знаменитые колоссы в Мемфисе; двор и колоссальный первый пилон храма в Луксоре, украшенный царскими колоссами и обелисками; Рамессеум - заупокойный комплекс на западном берегу Нила в Фивах; храм в Абидосе, завершение строительства и отделка грандиозного зала храма Амона-Ра в Карнаке, храмы во многих других городах Египта.

DSC09858.jpg

Merymose был наместником фараона в Куше (Нубия). Он правил целых четыре десятилетия! Это был богатый регион, именно здесь добывалось почти все золото. Во времена Нового Царства саркофаги для мумий делались, как правило, из дерева. Но этот царский сын удостоился каменного, причем одного из самых красивых из найденных. Саркофаги делались по принципу матрешки. Самые крутые личности удостаивались 4-х вложенных саркофагов. Merymose был похоронен в трех, что тоже очень достойно. В Британском музее хранится внешний саркофаг. Судя по бороде и парику, наместника обожествили, т.к. это атрибуты Осириса.



А это у нас присел современник Рамсеса II, верховный жрец Амон-Ра.



Одно из самых известных изображений котиков в мировом искусстве Кот Гайер-Андерсона. Изящная статуя сделана из бронзы с золотыми элементами примерно в 600-м году до н.э. В Древнем Египте богатые граждане посвящали такие бронзовые статуи храмам для связи с богами. Тысячи таких статуй были в каждом храме. Жрецы регулярно собирали новые статуи и хоронили их в специальных ямах при храме. Эта киса скорее всего посвящена богине Баст. Баст, или Бастет - древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Судя по богатству и красоте статуи, она могла принадлежать фараону или другому очень могущественному и богатому лицу.







Скарабей - один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всём сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет.

Считалось, что все мелкие животные рождаются из плодородного ила Нила, и только скарабей рождается из песков пустыни. В Египетской мифологии скарабей почитался, как священное насекомое богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни.

Движение скарабея с шариком навоза с востока на запад символизирует рождение и движение Солнца на небосводе. Египтяне отождествляли скарабея с таинством сотворения светила. Изображения священного скарабея встречаются в росписи гробниц, на папирусах.







Переходим к древним грекам и прочим римлянам.

Одним из редких примеров уцелевшего изображения животного в античной скульптуре является статуя собаки породы Молосс. История появления молосских собак берёт своё начало от государства Эпир. Разводить крупных боевых собак, согласно легенде, первой начала Олимпиада - мать Александра Македонского. Впоследствии такие собаки сопровождали походы полководца в качестве охранников обозов. Поскольку животные проявили себя как надёжные и агрессивные охранники, вскоре спрос на них вырос вместе с ценой и позволить себе покупку могли только богатые люди. Собаководы Эпира продавали лишь кобелей, оставляя сук для вязки внутри государства, тем самым защищая своё монопольное положение. Описание собак молосской подгруппы встречается в произведениях Гомера, Аристотеля, Плутарха, Эзопа. Сейчас порода считается вымершей, но от нее произошли современные мастифы и ротвейлеры.

Статую обнаружил недалеко от Рима в 1753 г. Генри Дженнингс (так что в англоязычных источниках она называется его именем). Собака сразу стала знаменитостью и заняла достойное место в коллекции джентльмена. К тому же, обратив внимание, что у собаки обрублен хвост, Дженнингс придумал связь скульптуры со знаменитой историей Плутарха об Алкивиаде.

У афинского стратега Алкивиада была собака, удивительно красивая, которая обошлась ему в семьдесят мин, и он приказал отрубить ей хвост, служивший животному главным украшением. Друзья были недовольны его поступком и рассказывали Алкивиаду, что все жалеют собаку и бранят хозяина, но тот лишь улыбнулся в ответ и сказал: "Что же, все складывается так, как я хочу. А хочу я, чтобы афиняне болтали именно об этом, — иначе как бы они не сказали обо мне чего–нибудь похуже!"

Но затем Дженнингс продул много денег в карты и ему пришлось продать Молосскую собаку. "Это был прекрасный пес, а я был lucky dog (счастливчик, везунчик), что купил ее в свое время!" Дальше собака пошла по рукам. За нее давали 1000 фунтов. История сохранила пафосный диалог покупателя и ценителей искусства:
- Тысяча фунтов! Ни одно изображение животного не может столько стоить!
- Сэр, это не стоимость самой вещи. Это оценка мастерства художника. Каждая вещь которая расширяет границы человеческого познания и силы, которая показывает, что человек способен совершить ранее невозможное - стоит многого.

В 2001 году собаку Дженнингса снова решили продать и даже продали, в этот раз покупатель был в Америке. Британский музей срочно объявил сбор средств (около миллиона долларов), чтобы шедевр остался в Великобритании. Как видите, британцам это удалось (с небольшой манипуляцией от местных бюрократов, конечно, чтобы оспорить экспорт).



Терракотовые фигурки



Венера на корточках, Венера присевшая или купающаяся Афродита - популярный тип скульптуры эпохи эллинизма. Богиня любви изображена присевшей на раковину или черепаху, как будто её застали во время купания. Правой ногой она касается земли, а правой рукой - тянется к левому плечу, тем самым прикрывая наготу. Голова повёрнута вправо.







Монумент Нереиды является скульптурной гробницей, которая была обнаружена в Ксантосе на раскопках в районе современного Киника. Датирован этот монумент был приблизительно четвертым веком до нашей эры, то есть он относился к так называемому классическому периоду Ликии. По предположению ученых, монумент Нереиды был построен как гробница для ксантийской династии Арбина, которая правила западной Ликией. Предположительно, данная гробница использовалась вплоть до наступления византийского периода, а затем начала разрушаться. Развалины монумента Нереиды были обнаружены британским путешественником Чарльзом Феллоузом в 1840 году. Именно Феллоуз перевез найденные обломки в Британский музей, где не которые из них подверглись реконструкции и реставрации, таким образом, восточный фасад был практически полностью восстановлен.

Монумент Нереиды был построен в греческом стиле, вероятно, создатели его вдохновились видом ионических храмов афинского Акрополя. Громадные скульптуры, украшающие монумент, изображают представителей династии Арбина в самые разные моменты, причем скульптуры эти выполнены в смешанном греко-персидском стиле. У похожей на храм гробницы были четыре колонны на восточной и западной сторонах, и по шесть с севера и юга. Сама гробницаа располагалась на некоем подобии подиума, который был украшен двумя барельефами, которые располагались на различном уровне не только по высоте, но также и по глубине. Во время реконструкции в Британском музее обнаружилось, что имелась еще нижняя часть подиума, которая считается утерянной. Кроме того, между каждой парой главных колонн располагались статуи Нереиды.

Данный монумент назван так из-за скульптур женщин в развевающихся одеяниях, которые выполнены в натуральную величину. До нашего времени сохранились одиннадцать из них. По мнению некоторых ученых, подобных скульптур никогда не было на южной стороне гробницы, потому они склонны полагать, что все скульптуры сохранились. Было установлено, что скульптуры изображают морских нимф, или нереид, поскольку под ногами некоторых из них были обнаружены фигурки морских обитателей, включая дельфинов и птиц, похожих на чаек.



Одно из главных сокровищ Британского музея - скульптура Парфенона. Вывезенные в начале 19 века из Греции лордом Элджиным статуи и рельефы до сих пор предмет спора между двумя странами. Здесь можно оценить все художественные особенности пластики школы Фидия. Первое что поражает, когда рассматриваешь метопы, - свобода пластического языка. На этом этапе развития пластики - для скульпторов нет ничего невозможного.

Метопы выполнены в высоком рельефе, поскольку находились над колоннами, чередуясь с триглифами. Темами скульптур были гигантомахия - битва олимпийских богов с гигантами, кентавромахия - битва греков-лапифов с кентаврами, амазономахия - битва греков с амазонками и сцены из троянской войны. Итак, сначала утверждается небесная иерархия; затем люди вступают в бой с дикими существами, кентаврами - полулюдьми-полуживотными; потом греки сражаются с варварами; наконец, они вступают в битву с равными им героями. К сожалению, кроме кентавромахии, находившейся на южной стороне храма, остальные метопы, оставшиеся на Акрополе, сейчас уже неразличимы:

Сражение, которое изображено в метопах, началось во время свадьбы царя племени лапифов Пирифоя. На свадьбу были приглашены кентавры. Напившись вина, они бросились на женщин. На одном из рельефов мы видим немолодого кентавра, прижимающего к себе гречанку и старающегося ускакать вместе с ней. На других кентавры и лапифы изображены в разгар борьбы. Вот кентавр стремится схватить противника за горло, а грек наносит ему удар. А вот еще более яростная сцена: кентавр замахивается, а лапиф останавливает его руку и отпихивает его ногой. Не во всех сценах побеждают греки. На одной из метоп торжествующий кентавр несется над поверженным противником. Но преимущество греков неоспоримо: в большинстве композиций – победа на их стороне.











На восточном фронтоне Парфенона Фидий воплотил стройную, основанную на мифологических представлениях своей эпохи систему мироздания. Персонификации дня и ночи, обрамлявшие сложную многофигурную композицию Рождение Афины, подчеркивали вселенский характер происходящего события. В левом углу фронтона был изображен бог солнца Гелиос, поднимающийся из морской пучины на своей колеснице.

Головы его чудесных коней, едва показавшиеся над волнами и жадно вдыхающие утренний воздух, символизировали начало нового дня и радость пробуждающейся жизни. В противоположном, правом, углу была изображена другая колесница. На ней богиня луны Селена спешит покинуть заалевшее небо, и ее дивные кони уже погружаются в бездну вод. Из всех персонажей этих космических сцен сохранилась только принадлежащая ныне Британскому музею голова лошади из упряжки Селены.

Поражающее предельным реализмом и соразмерностью пропорций это изображение коня является одним из лучших образцов древнегреческой анималистической пластики. Мастеру удалось в лаконичном и законченном образе передать красоту, витальную силу и сдержанное благородство прекрасного животного. Замечательная скульптура вызвала в свое время восхищение великого немецкого поэта Иоганна Гёте, который считал ее идеальным изображением лошади.



Статуя богини любви была найдена в Риме в 1775 году и куплена выдающимся английским коллекционером Чарльзом Таунли. Несмотря на то что у скульптуры отсутствовали руки, в целом она хорошо сохранилась. Чтобы обмануть папскую таможню, статуя была разбита на две части и тайком вывезена из Италии в Англию, где составила гордость коллекции Чарльза Таунли. При реставрации была изменена оригинальная композиция скульптуры и добавлены утерянные руки. Считается римской копией утраченного греческого оригинала 4 века до н. э., официальное название Венера Таунли.











Дальше я поднялся на верхние этажи Британского музея, где находятся самые популярные его залы - экспозиция мумий и саркофагов. Странным образом мумии хорошо пошли (в отличие от греческой скульптуры) в современной массовой культуре, поэтому на этаже с мумиями просто не протолкнуться от толпы посетителей. Т.к. среди них преобладают школьники, то в этих залах стоит еще и изрядный крик и суета. Но куда деваться, скажем спасибо Голливуду за популяризацию Древнего Египта.

Начну с мумии молодого... грека. Artemidorus умер в возрасте 20 лет, его погребли в в деревянном саркофаге с изображением лаврового венка вокруг головы. На саркофаге сохранились надписи на греческом.



Почему-то в наших интернетах блуждает информация, что в Британском музее находится мумия той самой Клеопатры. Действительно, тут есть тезка знаменитой царицы, но жившая гораздо раньше ее. Главная "звезда" этой экспозиции - мумия Катебет. Одна из самых хорошо изученных мумий в мире. Во всех статьях она значится, как обязательная к просмотру. Я, почему-то, ее не заснял.



Интересно происхождение слова. Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках около 1000 года. Происходит оно от персидского слова mum (воск). Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. В средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворождённых детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий».

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.



















Мумии, точнее саркофаги, совсем не жуткие, просто посмотрите на их довольные лица.



Очень милые (если так можно о мумиях) мумии котиков.







Знаменитая сцена охоты в нильских зарослях, наполненная тростником, птицами и животными некогда украшала стену скальной гробницы Небамона, расположенной в безлюдном пространстве скалистой пустыни. Там, в некрополе, на западном берегу Нила, напротив Фив, строились для вельмож XVIII династии гробницы с богато декорированными помещениями. Небамон был «писцом счёта зерна в зернохранилище божественных приношений».

Небамон изображён во время охоты на птиц с помощью метательной палки, развлечения, доступного только для высокопоставленных членов египетского общества. «С сильными руками и широким шагом», Небамон, отражая этот египетский идеал о динамичном и активном мужчине, уверенно стоит на хрупкой лодке, сделанной из перевязанных стеблей папируса. В речной воде под дном лодки проплывают рыбы. Рыжий кот, сидя на стеблях папируса, также участвует в ловле птиц: в его лапах и во рту словно ещё бьётся пойманная добыча. В одной руке Небамон держит метательную палку, в другой – сжимает за лапы несколько пойманных птиц.

Среди зарослей папируса с красноватыми метелками таится гнездо с яйцами. Над ним летает стая встревоженных птиц. Их оперение художник показал очень детально и с большим мастерством. Тёмные серо-голубые тени, которые становятся всё светлее и светлее на кончиках перьев создают почти импрессионистское впечатление. Художник или несколько художников, работавших над этой росписью, были мастерами своего дела.



Потолкавшись среди бесконечных мумий я снова спустился вниз и прошел в залы Междуречья. У нас экспонатов этой культуры не так много, поэтому сделал на них акцент. Самое крутое, на чем я завис минут на двадцать - это Охота на львов.

Зал во дворце царя Ашурбанипала в столице государства Ниневии был украшенн циклом композиций, рассказывающих о царской охоте на львов. Здесь и сборы на охоту, и выезд царя со свитой на колеснице, и схватки со львами, и раненые животные. В рельефах много движения, много драматических ситуаций, много живой динамики: скачут кони, с силой натягивают луки охотники, рычат, бьют лапами, падают в предсмертных конвульсиях хищники.

В этих сценах языком простым и, быть может, даже наивным, но сильным и мужественным рассказано о торжестве человека над стихийными силами, олицетворенными в обликах яростных хищников. С особой остротой чувствует художник плотскую, материальную сторону мира. Характернейшая особенность ниневийских рельефов - поразительное сочетание грубоватой обобщенности форм и пристальной детализации, как будто скульптор внимательно и любовно «ощупывает» глазом и рукой каждую деталь: морщины оскалившейся морды льва, узорчато-орнаментальную разделку львиной гривы, украшения на запястьях, резьбу на колеснице, орнаменты на одежде. Эти детали кажутся не «изображенными», а как бы «всамделишными», только тщательно вырезанными в камне. От этого вещественность изображения делается особенно убедительной. Циклы ассирийских рельефов сродни раннему богатырскому эпосу, где герои побеждают в гигантском напряжении физических сил всевозможных чудовищ и диких зверей. Здесь, правда, утверждение человеческой силы уже слилось с утверждением могущества властителя. Но в самом образе этого последнего художник воплотил черты, которые в ту древнюю эпоху были главными атрибутами человеческого героизма: не знающая преград, всепобеждающая сила человека, которой покоряется и природа и люди, весь мир.







Гипсовая скульптура крылатого быка - льва с человеческой головой. Когда-то она украшала вход в тронный зал дворца Ашурбанипала в Нимруде. Эти существа обеспечивали дворцу магическую защиту.

Ше́ду - в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. В искусстве изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой. Мотив крылатого животного с головой человека характерен для древнего искусства всего Ближнего Востока. В новоассирийскую эпоху шеду получил повсеместное распространение по всей Ассирии: фигуры «человекобыка» охраняли все значительные государственные сооружения и въезды в города.

Пять ног (это видно на фото) крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным анфас или идущим в профиль в зависимости от положения зрителя. До сих пор это существо поражает воображение остроумным композиционным решением.



Царица ночи - это высокий барельеф из обожженной глины. На нём изображена голая крылатая женщина. Она стоит на спинах двух львов, а по бокам сидят две совы. Барельеф сделали на юге Месопотамии, скорее всего, в Вавилонии в период правления Хаммурапи примерно 3700 лет назад. Но кто она? Есть, как минимум, три кандидатки.

Женщина - явно богиня. На ней рогатый головной убор. Она держит священные символы стержня с кольцом в поднятых руках. У неё есть крылья, её ноги - птичьи, с когтями. Кто она? Об этом до сих пор идут споры. Есть три версии: Инанна, Лилит и Эрешкигаль. О них будет ниже. После изготовления барельеф покрасили: черным цветом - фон; женщину и сов в красный цвет, львов - в белый цвет, а их гривы в черный. Стержни с кольцом, ожерелья и головной убор были золотого цвета. Оригинальная раскраска до сих пор заметна.

Больше всего подходит богиня Инанна, она же Иштар. Она была богиней плодородия, любви, секса и войны. Но есть несколько проблем с изображёнными животными. Инанна связана со львами, но не совами. Также для Инанны не характерны птичьи ноги. Атрибутом Инанны был один лев, а не два.

Лилит – скорее, демон, нежели богиня. Совы - её атрибут, но их изображали по-другому, нежели на барельефе. Лилит происходит из иудейской мифологии. Но у неё есть соответствия в месопотамской мифологии. Это женщины-демоны «лилиту», которые соблазняли и убивали жителей Месопотамии. Барельеф показывает, как люди представляли Лилит. Стройная, красивая, обнаженная, с крыльями. Стоит прямо на двух лежащих львах, которые отвернулись друг от друга. На голове носит шапку с двумя рогами. В руках держит кольцо и стержень. Это уже не демон, а богиня. Она укрощает диких зверей, а совы символизируют, что временем её правления была ночь.

Третий соперник, старшая сестра Инанны, богиня Эрешкигаль. Её имя дословно значит «великая подземная госпожа». Опущенные крылья в Месопотамии намекали на связь с подземным миром, «страной без возврата». Темное место голых и одетых мертвых с крыльями, как у птиц. Они бродят везде. Единственная еда — пыль. Чего бы они ни достигли при жизни, всех ждал один приговор — смерть, вынесенный Эрешкигаль. Эрешкигаль хорошо описана в одном из гимнов, как обнаженная женщина, у который раскрыты груди, а волосы кружились вокруг головы. Как богиня, Эрешкигаль имеет право на рогатый головной убор и символ «стержня и кольца». Но объединение с образом смерти сделал её непопулярной. Поэтому, для нас всё еще остается загадкой, кто же эта богиня.







Дальше я пошел в отдел Древней Британии. Если греки, египтяне и ассирийцы есть в любом музее, то местные британские древности в своем роде уникальны.

Пелерина из Молда представляет собой изделие из цельного листа золота, датируемое примерно 1900—1600 гг. до н. э. Относится к бронзовому веку Европы. Обнаружена рабочими в г. Молд северный Уэльс, в 1833 году. По-видимому, представляла собой часть церемониального одеяния. Она находилась в могильном кургане бронзового века на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «холм сказочных существ». Пелерина была надета на тело погребённого в грубом каменном саркофаге в кургане. Сохранились отдельные фрагменты скелета, а сама пелерина была серьёзно повреждена. Ширина пелерины составляет 458 мм. Она была предназначена для человека очень субтильного телосложения, и хотя пол погребённого достоверно не известен, сопутствующие находки, при сравнении с материалами в аналогичных погребениях, указывают на то, что это с большой вероятностью была женщина.

Поскольку подкладка пелерины сгнила, пелерина развалилась в руках нашедших. Куски её разошлись среди нескольких людей. Хотя в 1836 г. Британский музей приобрёл большую часть из них, в течение последующих лет по одному находились дополнительные мелкие фрагменты, которые присоединялись к восстанавливаемой пелерине. Позднее благодаря подробному изучению и реставрации была восстановлена форма всей пелерины, которую одно время неверно считали нагрудным украшением лошади. При этом выяснилось, что в могиле находился другой объект меньшего размера подобного же чеканного стиля. В настоящее время пелерина смонтирована на куске ткани.



Шлем из Саттон-Ху — это украшенный шлем, найденный во время раскопок погребальной ладьи в Саттон-Ху в 1939 г. Предполагают, что шлем, погребённый приблизительно в 625 г., принадлежал королю Редвальду, причём богатый орнамент, возможно, указывает на то, что сам шлем по своим функциям был аналогом короны. Шлем стал самым культовым предметом, найденным в результате одного из самых грандиозных археологических открытий и представляет собой один из наиболее значительных артефактов англосаксонской эпохи. Его лицевая маска, декоративные надбровья, наносник и усы, образующие фигуру парящего дракона, стали символом не только тёмных веков, но символом археологии как таковой. Шлем был извлечён из земли в виде сотен фрагментов и впервые выставлен на всеобщее обозрение в форме реконструкции в 1945—46 гг., которая в дальнейшем была заменена на более современную.







Оборудование для приготовлении еды на очаге.



Шахматы острова Льюис - набор из 78 шахматных фигур, изготовленных в средние века. Материалом для большинства из них послужил моржовый клык, а остальные выполнены из китового зуба.

Клад был обнаружен жителем деревни в 1831 году на западном побережье острова Льюис. Почти сразу же удачливый крестьянин продал свою находку сторновейскому купцу Родрику Пири. Затем была долгая история с выкупом шахмат музеем, причем похоже хитрый купец припрятал часть находки, и потом сплавил ее налево.

Происхождение шахмат связываю с местным мифом о монастыре у залива Уиг, населённым чёрными женщинами. Однако на сегодняшний день нет ни документальных, ни археологических подтверждений существования такого монастыря или чего-то подобного. В опубликованном в 1863 году в составе Трудов Общества антиквариев Шотландии сочинении рассказывается легенда о местном пастухе, который убил потерпевшего кораблекрушение матроса и зарыл его мешок (в котором и были шахматы) на берегу. Позже пастух был повешен (правда, за другие преступления), а его клад остался нетронутым.







На шахматах я сломался и остальную экспозицию осмотрел уже довольно поверхностно. Ну, и в целом она несколько слабее и оказалась менее интересна для меня. Скажем, в Дальнем Востоке меня заинтересовали только самурайские доспехи.



Одно из древнейших японских произведений искусства.







Жилище простого корейца (или японца).



Африку и Тихоокеанские острова я буквально пробежал, даже не сняв гигантского истукана с острова Пасхи (да-да, его также англичане притащили в свой музей). Зато немного поснимал в залах Мезоамерики.



Если честно, культура всех этих инков, майя и прочих ацтеков довольна жуткая и как-то даже физически неприятная.



Жутковато, не?



Дальше я пробежался по длинному залу с более современными экспонатами, но голова уже плохо все воспринимала, поэтому не могу оценить эту часть коллекции.



Еще раз приношу извинения за несколько сумбурный рассказ, но надеюсь первичное представление о Британском музее вы получили. Дальше уже сами решайте, стоит ли его посетить или выбрать что-то еще из множества музеев и достопримечательностей Лондона. Я лично не пожалел, но, конечно, перед походом стоит более тщательно готовиться, чтобы быть в теме хотя бы основным экспонатам.



(c) kolllak.livejournal.com


Tags: ВелИрл 2016, Великобритания, Лондон, музей
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

promo kolllak september 21, 2016 09:00 337
Buy for 20 tokens
По многочисленным просьбам читателей решил продолжить свой цикл заметок, обличающих современные тревел-блоги. Сегодня хочу поговорить о самой насущной лично для меня проблеме. А именно, о некомпетентности тревел-блогеров в основном предмете их творчества и, как следствие, сомнительной ценности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments